Перевозка щебня ж/д транспортом − один из оптимальных способов перемещения больших партий этого инертного материала на значительные расстояния. Процедура подчинена ряду правил, которые зафиксированы на законодательном уровне и должны неукоснительно соблюдаться. При этом есть моменты, помимо норм и правил, на которые нужно обращать внимание. Так, доставка инертных материалов в Иркутск, другие города Дальнего Востока в зимний период требует особого подхода.

Проблема смерзаемости: как её решить?

Инертные материалы, в том числе щебень, обладают естественной или приобретённой влажностью. Пока её уровень не очень большой, специальных действий при организации грузоперевозок производить не требуется. Как показывает практика, в силу разных обстоятельств к моменту погрузки щебня в вагоны он значительно напитывается влагой. Это приводит к такому явлению, как смерзаемость.

Его суть состоит в том, что отдельные фракции щебня превращаются в плотную глыбу, материал частично или практически полностью утрачивает сыпучесть. Чем меньше размер камешков и больше их шероховатость, тем выше будет степень смерзаемости. В результате проведение разгрузочных операций при ж/д перевозках щебня существенно усложняется, а в некоторых случаях становится невозможным в принципе.

Чтобы избежать указанной проблемы, необходимо принять превентивные меры. Профилактические мероприятия нужно организовать таким образом, чтобы их осуществление не сказалось на качестве инертного материала и дало возможность в дальнейшем использовать партию по прямому назначению.

Существуют разные способы борьбы со смерзаемостью:

  • физические;
  • химические;
  • физико-химические.

Физические способы предполагают замораживание материала с последующим разрушением глыбы для получения крупных кусков, обезвоживание щебня, выстилание внутренних поверхностей вагонов или пересыпку гигроскопическими материалами. Также возможно проведение обмасливания щебня.

Химические способы базируются на способности некоторых веществ впитывать влагу с выделением тепла (например, негашёная известь). Физико-химические − на возможности получить водный раствор, замерзающий только при очень низкой температуре.

Если профилактические меры не были приняты и груз смёрзся, необходимо организовать его оттаивание в вагонах. Для достижения поставленной цели берутся ИК-лампы. Они выполнены в виде экранов. Также можно использовать поверхности из металла или керамики. Они нагреваются газом или электрическими спиралями. Температура источников тепла должна составлять 550-660 градусов Цельсия. Они устанавливаются на расстоянии 160-480 мм от замёрзшей глыбы.

Таким образом, существуют способы предупреждения смерзания инертных материалов и решения уже имеющейся проблемы. Правильно организовать перевозку щебня железнодорожными вагонами с учётом климатических условий региона смогут специалисты компании ООО «ТрансЭкспресс».